Spodryd.ru

Ремонт квартир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Батик. Классификация и разновидности

Батик. Классификация и разновидности

Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.

Материалы и инструменты

Для росписи используются все виды шелковых тканей, а также шерсть и хлопок. Сперва материал готовят к началу работы (чистят, стирают, проводят влажно-тепловую обработку) и натягивают на раму.

  • Краски лучше заранее подобрать по цветам и проверить их на образце основной ткани. Это позволит оценить интенсивность цвета и степень «растекаемости».
  • Их наносят кистями (в том числе и специальными, с резервуаром для воды), ватными или поролоновыми тампонами.
  • Для работы также понадобится палитра, емкость с водой и салфетка для протирания кистей.
  • Ткань нужно будет смачивать пульверизатором и сушить с помощью фена.
  • Для создания различных эффектов задействуют соль, спирт и цветные контуры.

Особенности

При работе с акриловыми красками по ткани и шелку необходимо учитывать их особенности:

  • высокая текучесть. Важно попрактиковаться на другой ткани и пользоваться резервирующим раствором на границе будущего рисунка.
  • невысокий срок хранения. Лучше приобретать небольшое количество краски, регулярно обновлять их.
  • специальные красители для разных типов ткани. При приобретении красок нужно обращать внимание на маркировку. Для шелка, шифона подойдут средства с маркировкой Silk. Они более текучие и хорошо обволакивают волокна. Для джинсовых, замшевых и других плотных изделий нужно искать маркировку Textile. Они более густые, лучше сцепляются с грубым волокном.
  • закрепление. Для закрепления готового рисунка на поверхности изделия необходимо проглаживание хорошо разогретым утюгом с обратной стороны.

Техники батика

Существует несколько видов батика, которые отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В горячем батике в качестве резерва используется воск, который наносится на ткань при помощи специального инструмента. Те места на ткани, которые покрыты воском, не поглощают краску и не дают ей распространяться дальше. Воск используется в горячем виде, собственно, отсюда и название техники. Когда работа завершена, воск с поверхности ткани удаляется.

Читайте так же:
Грунтовка тиккурила луя универсальная

Холодный батик

В технике холодного батика используются краски на основе анилина, а в качестве резерва применяется специальный состав. Его можно приготовить самостоятельно или же приобрести в художественном магазине. Есть два вида резерва для холодного батика: густой (на основе резины) и жидкий (на основе бензина). Есть цветные и прозрачные резервы. В зависимости от состава резерва, для его нанесения используются разные инструменты: для резерва на основе бензина используются специальные стеклянные трубочки, а резиновый резерв наносят непосредственно из тюбиков, имеющих длинные носики.

Свободная роспись

Эта техника наиболее отражает своеобразие и уникальный стиль художника. Для свободной росписи по шелку используют анилиновые красители или же масляные краски с растворителями. Иногда свободную роспись сочетают с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с солевым раствором

Ткань, натянутую на раму, либо пропитывают водным раствором поваренной соли, а потом расписывают, либо роспись ведут красками, в которые введен раствор поваренной соли. Наличие раствора поваренной соли позволяет вести роспись свободно, варьируя форму и насыщенность мазков, так как соль ограничивает растекание краски. Такую роспись можно сочетать с обычным холодным батиком.

Техника сибори

Это, так называемый, «складной батик». Раскрашивается ткань после складывания и перевязывания, но результат более-менее предсказуем, так как шелк складывается особым образом.

Узелковый батик

Полотно ткани покрывают узелками, туго перетягивая их нитью. Ткань красится, узелки убирают. Получаются своего рода белые «горошинки». Если готовое изделие не гладить, эффект «жатости» сохранится надолго. Можно сделать один большой узел посередине или несколько узелков в определенной последовательности. Если красить сухую ткань, вы получите резкий переход между окрашенной поверхностью и неокрашенным полотном, если же красить влажную (смоченную и отжатую) ткань, границы перехода будут более плавными.

Особенности работы

Мелкие узоры на ткани были изначально созданы для королевской семьи и легко узнаваемы по эффекту растрескивания.

Восковая живопись — это тончайшая работа, от начинающих требует внимания и терпения. Материал растягивается на раме для равномерного проникновения горячего резерватора — пчелиного воска, смолы или парафина. Изображение затем впитывается с углем. Воск наносится на участки ткани, которые не будут краситься. Ткани дают высохнуть в течение двадцати четырех часов, затем гладят между листами бумаги, чтобы удалить воск и закрепить краситель. Сушку проводят медленно, вдали от источников тепла и солнечного света, чтобы сохранить цвета. Весь процесс повторяется каждый раз при добавлении цвета. В некоторых принтах используют до тридцати цветов.

Читайте так же:
Грунтовка фосфогрунт технические характеристики

Выбор и подготовка ткани

Хотя художественная форма батика очень сложная, используемые инструменты простые – это небольшой тонкостенный медный контейнер с короткой бамбуковой ручкой около 11 см длиной. Контейнер из меди заполняют расплавленным воском и рисуют на ткани. Разные размеры желобов с номерами для определенных размеров позволяют создавать разнообразные эффекты дизайна. Размер носика варьируется от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы до более широких носиков для заполнения больших участков. Точки и параллельные линии могут быть нарисованы инструментами, которые имеют до 9 носиками.

Количество цветов в батике демонстрирует, сколько раз он был погружен в ванну с красителем и сколько раз слои воска должны были быть нанесены и удалены. Многоцветный батик требует больше манипуляций, чем работа с 1-2 цветами. Многочисленные процессы окрашивания обычно отражаются в цене ткани. В настоящее время, химические красители в значительной степени заменить традиционные, поэтому оттенков стало намного больше.

Для особых случаев расписывали золотую материю. Батик ранее украшали золотом при помощи специальной пудры или фольги наносили узор с использованием клея из яичного белка или льняного масла и желтой глины. Существуют тысячи различных узоров, но старинные дизайны были связаны с традиционными орнаментами и религиозными верованиями.

Грунтовка ткани для батика

Другая группа красок для ткани — это акриловые (или полимерные) краски, которые фиксируются утюгом. Суть их в том, что частицы пигмента в них связаны между собой полимерной эмульсией — краски не столько проникают вглубь волокон ткани, сколько обволакивают их, что делает расписанную ткань более плотной, скользкой, менее пластичной.

Акриловые (полимерные) краски для батика – достоинства есть продолжения недостатков

Акриловые краски растворяются в воде, которую можно использовать в качестве разбавителя для получения более светлых оттенков, но следует помнить, что разбавление водой уменьшает степень адгезии (сцепление поверхностей разнородных тел). Поэтому большинство производителей выпускают свои разбавляющие (осветляющие) средства, позволяющие получать сколь угодно светлые оттенки, но при этом не снижать связь пигментов с волокнами ткани.

Краски можно смешивать между собой, но получаемые тона часто имеют грязноватые оттенки и плохо хранятся.

Читайте так же:
Грунтовка токопроводящая для пола

Главная особенность акрила в том, что после высыхания он уже не растворяется водой. Кроме того, эти краски обладают очень большой текучестью и на плотных тканях — текучая краска легко подтекает под контуры, нанесенные резервирующим составом. Как следствие этих двух особенностей — часто случаются затёки, которые очень сложно исправить. Поэтому при работе такими красками нужно очень тщательно наносить резервирующий состав, исключая возможность растекания краски за контуры. Если же этого избежать не удалось — уменьшить растёки поможет высушивание места «аварии» феном.

Но эти же особенности в руках подготовленного художника оборачиваются достоинствами, открывающими дополнительные декоративные возможности. Так как просохшие слои краски не размываются, то это дает возможность накладывать новые слои краски другого цвета, добиваясь эффекта оптического наложения. Кроме того, высохший слой краски работает как грунтовка, последующие слои растекаются по нему гораздо слабее — значит можно наносить тонкие графические прорисовки полусухой кистью.

Акриловые (полимерные) краски для батика — сравниваем и выбираем

Компания Гамма выпускает краски «Батик-Акрил» на основе акрилатных смол. Цветовая палитра состоит из 25 очень ярких цветов, 9 из которых — флуоресцентные цвета. Но акрилатное связующее этих красок очень плотное — сильно меняет жесткость расписанной ткани, поэтому «Батик-Акрил» лучше использовать для росписи хлопка, тонкого льна или синтетической ткани, но не натурального шёлка. После окончания работы достаточно просто прогладить ткань с изнаночной стороны и постирать.

Краски продаются, как поштучно, так и в наборах по 5 и 9 цветов.

Более щадящими для шёлка являются акриловые (полимерные) краски западных фирм-производителей. «Marabu Silk», «Javana Silk», «Pebeo Setasilk» и ряд других сопоставимы по своим свойствам и ценам. Они изготовлены на основе тонкодисперсных пигментов и смол, имеют более нежную структуру, меньше изменяют структуру ткани. Краски с пометкой «Silk» имеют жидкую консистенцию и предназначены для росписи шёлка во всех традиционных техниках.

Закрепляется краска на шёлке путем интенсивного проглаживания утюгом с обратной стороны ткани (установка утюга для хлопка), что делает ее устойчивой к стирке и сухой чистке — об этом говорит инструкция на флаконе с краской и понятная маркировка в виде маленького утюга.

Краски для росписи плотных цветных тканей

Если же на флаконе с краской стоит маркировка «Textile» — то мы имеем дело с красками для плотных тканей, включая хлопок и лён. Такие краски имеют более густую консистенцию (как гуашь) и не предназначены для полного окрашивания ткани, а только для нанесения какого-либо рисунка, так как красочный слой придает ткани жесткость. Как правило, они наносятся на ткань через трафарет и могут использоваться для декорирования цветных (в том числе темных) тканей. Специальные краски могут создавать металлическую, блестящую или даже бархатистую поверхность на ткани.

Читайте так же:
Грунтовка холста при рисовании маслом

Для работы по трафарету можно использовать краски российских производителей: акриловые краски по ткани от ООО ТАИР СПб, акриловые краски по ткани серии «Decola» от Невской палитры СПб, акриловые краски «Olki» СПб — все они предназначены для нанесения на плотные ткани из натуральных волокон, таких как лен и хлопок, и фиксируются утюгом. Предлагаются эти краски как в наборах, так и поштучно.

На что же следует обратить внимание при самостоятельном выборе красок для ткани.

1. Краски для ткани можно разделить на две группы по предназначению: для шелка и для текстиля (ткани).

Краски для шелка: жидкие почти как вода, на их упаковке написано "Silk" или "для шелка". Они обладают хорошей растекаемостью,прозрачны, подходят для росписи шелка или тонкой хб ткани, позволяют создавать плавные и затейливые переходы из цвета в цвет, или растяжку от более темного цвета к светлому, позволяют использовать соль для создания специальных эффектов. Т.к. они очень хорошо растекаются по шелку, то для создания необходимого рисунка при работе с этими красками необходимо применять контуры-резервы. Краски для шелка позволяют работать в акварельной технике, многослойном батике, горячем батике и т.д.

Краски для текстиля: густые, консистенция сметаны, на их упаковке написано "для ткани" или "Textil". Они не растекаются по ткани, и обладают хорошей укрывистостью — поэтому ими можно работать без резерва, расписывая такие изделия как футболки, джинсы, сумки текстильные и т.д. в трафаретной технике, или просто рисуя по ткани наподобие того как мы рисовали в детстве гуашью на бумаге. Краски для текстиля можно использовать и при работе с шелком — т.к. они не растекаются, ими можно проработать тонкие детали и расставить акценты. Краски для текстиля отличаются большим разнообразием: для светлого текстиля, для темного текстиля, с эффектом металлик, с эффектом блесток, аэрозольные краски.

2. Краски для шелка можно разделить на две группы по способу закрепления

(Закрепление это процесс производимый для того что бы краска не линяла при носке и стирке, и не выгорала на солнце), это закрепляемые паром, и закрепляемые утюгом. С моей точки зрения начинать стоит с красок закрепляемых утюгом т.к. это намного проще, прогладить готовое изделие, чем пропаривать его в специальных приспособлениях, вы быстрее и более гарантированно получите результат.

Читайте так же:
Грунтовка цвет пленки прозрачный внешний вид пленки прозрачная

Кстати текстильные краски, закрепляются путем проутюживания.

3. Обращайте внимание на срок годности красок

Во первых что-бы не купить краску у которой подходит к концу срок годности, а во вторых, обратите внимание какой срок годности дает компания производитель в аннотации, краски у которых срок годности 4-5 лет, намного качественнее красок у которых 1-2 года срок годности.

Техника узелкового батика

Процесс создания узелкового батика – это всегда таинство. Трудно предсказать, как именно будет выглядеть готовый рисунок. Даже если выполнять две работы в одинаковой технике, они все равно будут отличаться друг от друга. Эту технику часто выбирают продвинутые мастера. Им проще заранее предвидеть, какой получится роспись.

В процессе работы ткань не только связывают узлом в нескольких местах, но еще и скручивают. Впервые можно создавать батик по образцу, просматривая соответствующее видео. В дальнейшем обычно появляется желание экспериментировать. Для начала лучше осваивать технику на не слишком дорогой ткани, взяв лоскуты из батиста или тонкого хлопка.

Батик узелковая техника

Что учесть новичку при создании узелкового батика:

  1. Желательно, чтобы ткань была светлой и однотонной.
  2. Также для работы понадобятся прочные хлопчатобумажные нитки. Они будут играть роль резерважа, не пропуская краску на соседнюю зону.
  3. В середине салфетки нужно наметить центр и взявшись за него, сделать из ткани конус.
  4. Затем материал в нескольких местах перетягивают нитью.
  5. Можно сложить ткань по-другому – гармошкой.
  6. Нитки должны стягивать полотно очень туго.
  7. Перевязанные салфетки окрашивают методом погружения.

Затем красящему раствору дают стечь, прополаскивают салфетку в слабом растворе шампуня для удаления краски, которая не впиталась. При использовании акриловых красителей после высыхания заготовку проглаживают утюгом с целью закрепления.

Техника батик сегодня пользуется большой популярностью как хобби. Некоторые рукодельницы не на шутку увлекаются живописью на ткани и даже начинают создавать изделия на продажу. В области рукоделия все профессионалы когда-то начинали с хобби, сумев со временем стать настоящим мастером своего дела, который воплощает творческие идеи, разрабатывает собственные приемы, постоянно придумывает что-то новое, не останавливаясь на достигнутом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector